Подъем художественной активности
29.12.2019
Десять лет спустя, в 1989 году, всего за несколько месяцев до того, как демократическое движение (известное в Китае как «движение 4 июня») было жестоко подавлено войсками на площади Тяньань- мэнь, была проведена еще одна важная выставка, «Китай/Авангард», которая дважды закрывалась за две недели своей работы. Она продемонстрировала широкий спектр художественных групп и экспериментальных практик (включая перформансы и инсталляцию), сложившихся между 1985 и 1989 годами в русле так называемой «новой волны».
Отчасти подъем художественной активности был спровоцирован информацией о современном западном искусстве и критической теории, которая стала доступна в восьмидесятых годах, а отчасти — возникновением местной инфраструктуры неофициальных художественных журналов, таких как пекинский еженедельник «Искусство Китая» и «Тенденции художественной мысли», выходившие в Ухане четыре раза в год: эти издания связали между собой различные практики, развивавшиеся в разных местах Китая, заложив основу для формирования единого художественного пространства.
Хотите отдохнуть с друзьями? Посмотрите 10 необычных мест, где можно покурить кальян и определитесь заранее.
Эстетические дискуссии велись параллельно растущим требованиям политической демократизации, трагически завершившимся событиями на площади Тяньаньмэнь, и отчасти были их отражением. Как ни странно, после 1989 года и попыток правительства подавить демократическое движение эта своеобразная публичная сфера, начало которой положили неофициальные выставки, стала получать финансовую поддержку: сначала из-за рубежа, а затем и из местных источников. Представители первого поколения китайских художников, получивших международное признание, известны как «циничные реалисты» или «политические поп-артисты». Их искусство, характерным примером которого служат работы Ван Гуан’и (род. 1957), как правило, использовало язык соцреалистической политической пропаганды в саркастическом или ироническом ключе, часто соединяя его с символами охватившей Китай коммерциализации — например, с логотипами компаний.