Задача современного поэта
20.02.2020
Задача современного поэта, как написал однажды Крейн, в том, чтобы «приручить» машину: эта двусмысленная формула указывает на связанную с искусством машинного века проблему. Что оно делало — «технологизировало» традиционные формы (как «Мост» Крейна технологизировал эпос, а «Говорящий Нью- Йорк» Стеллы — алтарь) или, наоборот, «традиционализировало» технические достижения посредством этих форм, тем самым их обновляя? На Салоне воздухоплавания в 1912 году Дюшан заметил в разговоре с Бранкузи: «Живопись кончилась. Кто может сделать что-то лучшее, чем вот этот пропеллер? Скажи-ка мне, вот ты бы смог?» Прецифионисты пытались достичь этого при помощи монументального стиля, комбинируя фотографическую точность и абстракцию, вышедшую из кубизма, — ингредиенты, смягчавшие и трансформировавшие друг друга. Так, «кубизм» Демута и Шилера не был «аналитическим»: объект в нем не дробился на фрагменты. Наоборот, плоские проекции корабельных труб в «Верхней палубе» Шилера и элеваторов в «Моем Египте» Демута сплачивают объект, упрощают его структуру, выравнивают контуры и тем самым скорее не усложняют, а проясняют его восприятие. В то же время эти картины фотографичны. Формы в них обобщены, пространство уплощено, тени усилены, тональные соотношения преобразованы — особенно у Демута, более лиричного, чем Шилер. Таким образом, архитектура не только была их излюбленным мотивом, но и во многом определяла сам характер видения. По словам Шилера, он работал над «Верхней палубой» «как архитектор, прорабатывая все детали в проекте», строго следуя конструкции корабля и выстраивая перспективу.
В плане архитектуры обмен между Европой и Америкой приобрел характер причудливого круговорота. Индустриальная Америка с ее мостами и заводами была для дадаистов вроде Дюшана и Пикабиа гигантским реди-мейдом, а для архитекторов-модернистов вроде Вальтера Гропиуса и Ле Корбюзье — полемической моделью функционального дизайна.
Хотите купить телевизор? На Otzyvall.ru вы найдете самые выгодные предложения.
В «Ежегодник Немецкого Веркбунда» за 1913 год Гропиус включил семь страниц фотографий американских заводов и зернохранилищ, одну из которых Ле Корбюзье в 1919-м воспроизвел, чуть изменив (заретушировав немодернистские детали) в своем пуристском журнале «Эспри Нуво», а затем и в книге «В сторону архитектуры». Ни тот ни другой еще не бывали в США, однако им нужна была эта, как назвал ее Рей- нер Бэнем, «Бетонная Атлантида», где «заводы и элеваторы стали подходящей иконографией, языком форм, сулившим новые свершения, позволявшим декларировать верность модернистскому кредо и наметить путь к технологической утопии». Что может быть лучшим доводом в пользу функционалистской архитектуры, чем указание на то, что на «примитивном» уровне она уже существует в американском утилитарном строительстве?
10 необычных мест, где можно покурить кальян